Статьи

Главная » Статьи » ОККУЛЬТИЗМ

ЧЕРТИ СКОРО ВЫМРУТ…
   Человекоподобное существо с вытянутой головой (часто — лысой) или с торчащими длинными волосами, голый, иногда с крыльями за спиной, с небольшим куцым хвостом и с гусиными пятками...
   Черт — название довольно позднее, появившееся примерно в XVI—XVII веках. Раньше их называли бесами. Их - это разнообразных нечистых существ и сил, в существование которых верили еще до принятия христианства. После же образ беса (черта) был очень органично вписан в систему христианских верований - так же, как ангелы являются помощниками Бога, так и черти стали считаться помощниками дьявола, этакими духами зла более низкой иерархии.
   Если ангелы жили на небе, то черти, конечно же, — на земле или даже под землей. Вообще их излюбленные места — безлюдные и нечистые: пропасти, рвы, камыши, бурьян, пустые дома, руины, мельницы и т. д. Также они часто водятся в болотах, лесах, особенно таких, где человек бывает редко. Их можно встретить ночью на перекрестках, когда черти превращаются в пыльный вихрь.
   Внешний вид чертей - самый разнообразный. Известный нам из литературы козлобородый, рогатый, длиннохвостый, с копытами черт — явно пришел к нам позже из Западной Европы. Более ранний (но не изначальный) облик черта виден на некоторых миниатюрах XVII—XVIII веков. Человекоподобное существо с вытянутой головой (часто - лысой) или с торчащими длинными волосами, голый, иногда с крыльями за спиной, с небольшим, куцым хвостом и с гусиными пятками. Известны и другие изображения упомянутого периода, где черт без крыльев и хвоста стоит, высунув язык, бывает одет в вывернутую наизнанку шубу с навешанными на нее тыквами.
   Вообще одного какого-нибудь стабильного облика черт не имеет, и в зависимости от ситуации может превращаться не только в других существ, но даже в предметы. Среди излюбленных им животных—пес, кот, свинья, козел, различные пресмыкающееся. Если же черт оборачивается в человека, то принимает вид пана, поляка, немца или какого-нибудь другого иностранца.
   Любит черт оборачиваться и в бродячий огонек, чтобы заманивать людей (в первую очередь - пьяных) в разного рода рвы, болота и пропасти. Может вообще становиться невидимкой, но когда все-таки является на люди и принимает более или менее человеческий вид, одевается в европейскую (обычно немецкого покроя) одежду, непременно носит с собой перо и ножичек, которые использует при подписании известных контрактов. Считается, что черти чрезвычайно древние, они существуют едва ли не от сотворения мира, сперва были намного сильнее, но со временем силу свою утратили. Отсюда, кстати, образ черта-недотепы, неудачника, часто встречающийся в литературе более позднего времени (вспомним хотя бы повести Н. Гоголя). Вообще, чем дальше, тем больше бесов и чертей люди уже не боятся, а всего лишь опасаются, как неких вредных, но не могущественных существ. Святые отшельники —те и подавно не боятся чертовых каверз, они ловят бесов в кружке с водой, перекрестив ее своевременно, ездят на них верхом...
Черт частенько превращается в мелкого пакостника. Он способен сбить с толку пьяных людей, любит ссорить, особенно тех, кто сильно дружен. Точно так же не упускает он случая завладеть умом и нашептать всякие гадости тем, кто впал в отчаяние: «Піп у дзвін, а чорт у клепало», «Хто вішається тому дідько мотуза подає»
   Вызвать черта можно свистом, особенно в «чертовых» местах: на перекрестках и пустырях. Ну а чтобы держать его на подобающем расстоянии, советуют иметь при себе нож, причем освященный. Ножа черт вообще боится сильно (видимо, в этом есть отзвук легенды о том, что вся нечисть на дух не переносит железа). Поэтому, например, роженица кладет радом с собой и младенцем нож — и так до тех пор, пока ребенка не покрестят.
   Разумеется, все некрещеные автоматически подпадают под власть чертей и бесов. Но и другим людям тоже приходится опасаться. Не стоит называть черта по имени в доме, тем более — ночью, а то ведь может заявиться. В этом он сходен со многими другими персонажами народных поверий, которые тоже не могут войти в помещение до тех пор, пока не будут названы по имени или же не получат разрешения (Гете описал это в сцене знакомства Фауста и Мефистофеля).
Поэтому всякое упоминание черта сопровождалось обычно присказкой: «Не при ш, не при нас згадуючи». Но обычно его не называли напрямую, а выбирали какое-нибудь другое словечко: нечистый, патлатый, паничик, «той, що гребли рве», враг, дидько, спокусник, лукавый, щезник... Иногда попросту говорили «той».
   Для борьбы с бесами, которые норовят осквернить то, что ест и пьет человек, есть специальные молитвы - как для очищения еды, так и для тех, кто принял такую еду. Поскольку среди прочих своих свойств бесы обладали еще и способностью вселяться в людей, в католицизме существовали заклинатели, изгоняющие бесов, иначе — экзорцисты. Считалось, что сам одержимый невиновен тем, что в него проник черт. В XI столетии преподобный Феодосии писал в «Слове про пьянство», что «Бісний страдаєть невольно. Кісному придєть Ієрей, сотворить молитву і прогонить біса».
   Считается также, что к XIX-XX столетиям чертей становилось все меньше и меньше, поскольку их потеснили преуспевающие в недобрых поступках люди: «Люди теперь хитрее черта стали!»
 
ЕКАТЕРИНА КОВАЛЬЧУК

СТОЛИЧКА №133(385). 24.09.2003.
Категория: ОККУЛЬТИЗМ | Добавил: admin (19.01.2011) | Автор: СТОЛИЧКА №133(385). 24.09.2003
Просмотров: 704 | Теги: Черт | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]